Будем искать, пока мы живы…
«Я сейчас нахожусь в 1-м Прибалтийском фронте. Завтра идем в бой на передовую. Мы должны окружить и уничтожить более тридцати немецких дивизий. Не печальтесь обо мне. Если погибну, не поминайте лихом и покрепче меня люди сложили головы», — написал он в письме от 9 августа 1944 г. Письмо долго шло до родителей и его содержание сильно взволновало, так как с лета 1944 г. по радио рассказывали о тяжелых боях за Прибалтику. Тогда ведь никто не мог знать, что их сын стал участником операции «Багратион», разгромившей группу немецких армий «Центр». Далее, наступая в общем направлении на Ригу, войска 1-го Прибалтийского фронта вышли к Рижскому заливу и перерезали сухопутные коммуникации группы армий «Север» с Восточной Пруссией. Враг упорно сопротивлялся, шли ожесточенные бои. Были не только наступления, но и отступления.
С тревогой в душе каждый день ждали от сына вестей, ведь он писал родным при любой возможности, иногда отправлял даже телеграммы. Но больше почтальон к ним не заходил.
Мы не знаем, сколько дней воевал Василий. Но сведение о том, что он в августе (без указания дня) 1944 г. пропал без вести (без указания места гибели) попало в фонды Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО, г. Подольск). Откуда оно появилось? Сперва думали, что военные части представляли данные, так как в годы войны «Донесения о безвозвратных потерях» составлялись сразу после боев, если была возможность. Но, видимо, в этом случае было иначе, так как почти сразу после войны через военкоматы для «Главного Управления по учету потерь рядового и сержантского состава Красной армии» составляли «Список формы 2/БП (безвозвратные потери) на пропавших без вести красноармейцев». Для составления списка люди приносили письма, справки и другие документы, чтобы оформить извещение. Видимо, родители, постоянно ходившие в военкомат, чтобы получить сообщение о сыне, представили последнее его письмо. Список из фондов ЦАМО и извещение из объединенного райвоенкомата Якутской АССР были составлены в августе 1946 г.
Шли дни, месяцы, годы. Целенаправленные поиски любых сведений о Василии, места его захоронения начались в 1970-х годах. В то время второй сын Поповых Поликарп лечился в санатории в Юрмале. Там попытался найти след любимого брата. Но увы… После него за поиски Василия взялась его дочь Полина. Куда только она не обращалась, даже в архивы Германии, Международного Красного Креста, штаба «Бессмертного полка»…
Наконец она решилась составить книгу о дяде Василии, чтобы потомки продолжили поиски и никогда не забывали, что была война, страшная война, когда 17-летние парнишки уходили защищать Родину и пропали без вести.
Книга получилась уникальной потому, что в нее вошли не только воспоминания родных о Василии, которого все звали «Манчаары», но и все 74 его письма и 14 телеграмм. По этим письмам можно проследить путь призывников из Якутска до Мальты и далее. Ведь умирали они не только на фронте, но и в Забайкалье из-за болезней, тяжелого труда… Василий добирался до фронта через Казань, Днепропетровск, Калининскую область. Учился в школе командиров на снайпера, обучал других. Кроме того, Полина Поликарповна сочла необходимым рассказать о своих поисковых работах.
Идет реализация проекта «Мой дедушка – неизвестный солдат». Как хотелось бы, чтобы поисковики нашли сведения о Василии Гавриловиче Попове, пропавшему без вести в свои неполные 20 лет.
Поклон его семье, издавшей книгу о нем. Она нужна не только их потомкам, но и всем, у кого погибли и пропали родные в самой страшной войне ХХ века…
Ефросиния Ноговицына