Четверг , 21 Ноября 2024

Живые герои и невидимый мир Николая Лугинова, или Дар, оставленный нам на века

16 декабря в Сахе театре чествовали Николая Лугинова — это ещё одно торжественное, заключительное мероприятие, посвященное 75-летию народного писателя Якутии.

Ещё бы: именно здесь, на этой сцене, почти такой же родной, как и Литературный музей им. П. А. Ойунского, которым он руководит много лет, обрели и плоть, и кровь, и второе дыхание герои его произведений.

Уже прошли творческие встречи в писательской организации в Москве, со студентами — в Литературном институте имени М. Горького. В Постоянном представительстве Якутии при Президенте РФ ему выразили свое почтение представители республик нашей необъятной страны. В Китае на него смотрели с почитанием и восхищением не только как на интересного писателя из загадочной русской страны, а прежде всего — как на философа, мыслителя, которому подвластен оказался образ великого Учителя Лао-цзы.

Неизменными спутниками всех этих встреч стали выставка Дьулустана Бойтунова «Хуннские и монгольские мотивы», проиллюстрировшая книги Николая Лугинова, и авторский фильм документалистов Евдокии Избековой, Галины Раевской и Ильи Жараева о творчестве народного писателя Якутии — «Таас Тумус». Ныне это был третий фильм, можно сказать, только что с колес, дополненный московскими и пекинскими страницами — «Думы об империи».

— В нашей стране нет сегодня писателя, который оказался бы таким провидцем, так пронзительно взявшим тему евразийства и направившим вектор нашего внимания на восток, — с первых минут фильма объясняет нам значение произведений Николая Лугинова первый секретарь Союза писателей России Геннадий ИВАНОВ. — И оказалось, что политика пошла в эту сторону, на восток, и мировоззрение наше — туда же.

«Было очень интересно увидеть знаменитых людей, которые добились чего-то в своей жизни», «это было очень поучительно, и я буду вновь погружаться в якутскую литературу и культуру», — делятся впечатлениями сегодняшние юные студенты Литинститута…

— Был у нас друг Сергей Лыкошин. Я считаю его великим, — начинает издалека Николай Алексеевич, а кадры кино уносят нас туда, где они рыбачили вместе на Лене… — Мно-о-гие его забыли. Печаль жизни в том, что память человеческая очень коротка. Прохиндеи знают об этом, учтите…

Но настоящий писатель ничего не должен упускать. Для вас время — вечность…

Так говорил он в Литинституте.

Очень много поклонников его творчества — писатели, деятели культуры и искусства, науки, образования и студенты — собрались послушать Николая Алексеевича. Как всегда, необыкновенно и неординарно срежиссировал творческую встречу в Саха театре художественный руководитель, режиссёр, государственный советник Андрей БОРИСОВ, включив в сценарий отрывки из спектаклей по произведениям Николая Лугинова — «Алампа, Алампа…», «Чыңыс Хаан ыйаађынан», «Восхождение», «Хууннар», которые он сам и поставил; «Максим» — совместная работа Андрея Борисова и Руслана Тараховского; «Кустук» — Петра Баснаева.

По мнению режиссёра, творчество народного писателя охватывает многие пласты общественной жизни республики, России и мира. Как первый читатель многих произведений Николая Алексеевича, Андрей Саввич пригласил на сцену юбиляра, обращаясь к нему не иначе, как «дорогой мой друг», «удивительный человек, талант всемирного масштаба, философ и мыслитель».

Рассуждая о нём, Борисов вспомнил, как однажды Лугинов пришёл к нему домой со стопкой книг, перевязанных простой бечёвкой. Книги, в которых сформулированы глубокие масштабные, фундаментальные мысли таких авторов, как Кулаковский,  Анемподист Софронов-Алампа, Николай Неустроев, Платон Ойунский, Семён Данилов, Иван Гоголев, Софрон Данилов, а сверху  — маленькая книга Лугинова,  получившие мировое признание, были просто перевязаны бечёвкой… Эти произведения, по мнению Андрея Борисова, придают Саха театру, да и всему народу прочную фундаментальную опору. А особенно это важно сейчас, в такое непростое время…

Андрей Борисов подчёркивает: книга о Чингисхане в корне изменила взгляд мировой культуры и мировой философии на великие империи и их лидеров. А когда Лугинов только начинал об этом говорить, это казалось по меньшей мере странным. Крушилась империя — Советский Союз, а он в это время — о Чингисхане, считавшемся одним из кровавых завоевателей пишет как об объединителе народов.

— Он дал настоящее осмысление русской империи, — говорит русский писатель Виктор КАЛУГИН.— Что такое империя, по мнению Лугинова? Прежде всего, это как раз то, что сохраняет народы, чем русская империя и отличалась от других политических империй… (Из фильма студии Аал Луук Мас «Думы об империи»).

— Люди руководствуются только тем, что увидели, услышали, — рассуждает в фильме, сидя на своих камнях, что веками лежат на берегу Лены, Николай Лугинов. — Но нас окружает невидимый мир, где информации может быть намного больше, чем информация видимого мира. Вот в чем таинство жизни… (Из фильма студии Аал Луук Мас «Думы об империи»).

— И вот произошёл такой случай, — продолжает говорить Андрей Борисов, рассказывая о пяти генералах на пароходе, который идёт по Волге. Четверо военных — татарин, башкир, чуваш и русский — и пятый, якут Лугинов, ночь проводят в каюте за разговором, причём те четверо военных при виде Лугинова, спускающегося по трапу, почтительно встают по стойке смирно. Этим пятерым воякам, видно, было что обсудить…

— Война — это не только жестокая гибель очень многих молодых людей, — рассуждал в Москве о книгах Николая Лугинова постпред Андрей ФЕДОТОВ. — Но это ещё то состояние человечества, когда приходит какое-то новое осознание — зачем живём, почему… В свои годы я только начинаю понимать всю жестокость и глубину трагизма и драматизма того, что происходит на войне. И — просветления человека. Люди в окопах, по-моему, чище нас… (Из фильма студии Аал Луук Мас «Думы об империи»).

Министр культуры и духовного развития Афанасий НОЕВ был выпускником Ойинской школы, где математике его учил Николай Алексеевич. Ныне ему посчастливилось стать свидетелем всенародного признания литературного таланта своего учителя — и на его родной земле в Кобяйском улусе, где жители посёлка Сангар чествовали Николая Алексеевича в день рождения — 14 августа, а оттуда поехали в Таас Тумус и всю его усталость как рукой сняло, и он бегал по камням, покормив духов своей земли.

И в Москве, где добрые слова о своем якутском товарище говорили писатели России.

— Ко мне незадолго до своей кончины приходил Валя Распутин, — говорил в Москве Анатолий Заболоцкий, один из лучших кинооператоров-постановщиков страны, снявший такие фильмы, как  «Печки-лавочки», «Калина красная» и другие. — Говорит,  давай поедем на Ольхон, возьмём Колю Лугинова  и посидим там. Мы будем общаться, ты будешь снимать. Это место, которое рождает вселенские думы…

(Из фильма студии Аал Луук Мас «Думы об империи»)

В Литинституте Афанасий Ноев увидел, как увлекается произведениями Лугинова молодое поколение будущих литераторов России и дружественных стран.

Якутский писатель, по словам Афанасия Ноева, впитал в себя литературное и духовное наследие России, чем щедро делится со своими юными читателями.

— По поручению главы и правительства Якутии, — рассказал министр культуры, — мы организовали в Русском культурном центре Пекина презентацию книги Лугинова «Ветер перемен». Я был ведущим и всё время думал: почему же на китайский язык перевели только его,  и почему мы проводим презентацию при поддержке Китайского общества по изучению Востока в Пекине. Почему великий китайский народ чествует нашего писателя и почему его произведения на китайский перевел один из лучших лингвистов, профессор Харбинского университета, который присутствовал на презентации и говорил о значении произведений Николая Лугинова для китайского общества. Оказывается, якутский писатель нашел ключ к пониманию китайского государства, и я был горд, что мы организовали и провели там эту презентацию, и китайские друзья нас уверили, что будут издавать Лугинова еще.

Евгения МИХАЙЛОВА, президент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова отметила, что Николай Лугинов — один из лучших выпускников университета,  организатор и первый директор музея письменности при СВФУ. 

В своё время Евгения Исаевна проглотила роман о Чингисхане за две ночи и вспомнила, каким студентом был её однокашник по физмат факультету Якутского госуниверситета. Оказывается, они дружны уже 56 лет (!)

— Каждый из нас, — поделилась Евгения Исаевна, — спустя шесть лет после окончания ЯГУ находил что-то общее с обитателями 74-й комнаты его повести  «Сэргэлээххэ» («На Сергеляхе»), которая вышла в 1978 году на 170 страницах. А он, когда учился, был самым серьёзным из всех юношей на факультете и очень вдумчивым. Как спортсмен не выделялся, и в комсомоле особенно себя не проявлял, но половина нашего курса была в него «чуточку влюблена»…

На встречах со студентами СВФУ, которые, прочитав его произведения, удивлялись, зачем вообще нужны какие-то границы, пусть мир лучше будет, как в интернете, открытым, а люди общаются вне зависимости от своих национальностей, Николай Алексеевич убедительно показывал, для чего эти границы нужны. В первую очередь, для того, чтобы не смешивать добро и зло, правду и ложь…

— Нелегко содержать эти просторы, на которые глаз положили сильные мира сего, — обходит дозором границы своей родины Николай Лугинов. — Зависть свою положили. И нам надо иметь силу, чтобы всё это защищать. Вот что наша молодёжь и делает. А моя миссия — создавать это ощущение единства, напоминать об этом единстве сегодня и давать силы для скрепления страны.

(Из фильма студии Аал Луук Мас «Думы об империи»).

Зампред правительства Сергей Местников, отметив весомый вклад якутского писателя в культуру народа саха и мировую литературу, вручил Николаю Лугинову Грамоту Главы Республики Саха (Якутия). С тёплыми словами на сцене Саха театра выступили председатель Ассоциации «Писатели Якутии» Олег Сидоров, председатель Союза писателей Якутии Гаврил Андросов, подчеркнувшие мировую значимость имени Николая Лугинова —  одного из величайших писателей времени, ставшего, безусловно, достоянием республики. 

Слово о своём выдающемся земляке сказала замглавы по социальным вопросам Кобяйского улуса Анна Попова.

 Честь выступить на сцене Саха театра выпала поэту, участнику специальной военной операции Анатолию Х., автору уже бессмертных строк: «Мы вповалку лежим в самолёте, И кровавый цветок на бинтах…». Этот парень стал изюминкой творческой встречи и, конечно, подарком Николаю Алексеевичу. Год назад опалённые войной поэтические строки быстро облетели все соцсети и интернет-страницы — так добрались и до Николая Лугинова, который тут же предложил ему встретиться. И — как только выпала возможность, встреча случилась.

 «Вы воюете не так давно, а я — не одну сотню лет», — тут же ошарашил при встрече старшего лейтенанта, сапёра-эвенка, награждённого медалью Суворова Николай Алексеевич.

— Я вначале не совсем понял, о чём он говорит, — поделился молодой солдат. — А потом увидел разложенные на столе карты различных рубежей времён, о которых написаны и «Хунские повести», и «По велению Чингисхана». И — листки с расчётами, какими-то схемами, как передвигались войска и так далее. И я понял, почему его произведения так привлекают военных. Прежде чем написать об этом, он всё изучил! Его романы рассмотрены ими не только с точки зрения культуры и искусства, но и с точки зрения военной тактики, военного дела.

Он тогда сказал, что меняются только средства, которые используют на войне. Сама суть войны неизменна. Те же полководцы, те же герои, те же солдаты, которые стоят и выполняют свои боевые задачи. Потому те уроки, которые были преподаны тысячи лет назад, по-прежнему актуальны. Нам важно обращаться в том числе и к этому уникальному опыту, накопленному веками, который до нас донесён писателем. И если посмотреть с этой точки зрения, то литература, выходит,  уникальный документальный источник, с которым надо считаться…

Я на самом деле никогда от него быстро не уходил. Он наливает мне чай, а сам делится опытом, рассказывает свои многочисленные истории, и это может продолжаться часами.

И вот интересный вопрос, который мы с ним обсуждали: кто такой патриот и как организовывать патриотическое воспитание. Он высказал интересную мысль, которая является, на мой взгляд, фундаментом всего воспитания. Это про стержень, который человеку дает семья, то место, где он вырос. То, что он ценит и любит. Это то, что называется родиной. И сейчас как никогда нам важно это понимать.

Большое спасибо Николаю Алексеевичу  за его многолетнюю работу и свой опыт, который он передает в произведениях. Мы их читаем. Это дар, оставленный нам на века.

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Фото: Ватры ВАСИЛЬЕВОЙ

Автор: Елена СТЕПАНОВА

СПРАВКА:

Николай ЛУГИНОВ – прозаик, драматург, заслуженный работник культуры Российской Федерации, народный писатель Якутии, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия),  лауреат Международной литературной премии «Алжир на перекрестках культуры», лауреат Большой литературной премии России Союза писателей России за роман «По велению Чингисхана», лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени Платона Ойунского, премии имени Расула Гамзатова, премии «Имперская культура» имени Ивана Гончарова, почетный гражданин Республики Саха (Якутия).

Источник: Сетевое издание «Саха Парламент»

Ссылка: https://sakhaparliament.ru/kultura/19090-zhivye-geroi-i-nevidimyj-mir-nikolaya-luginova-ili-dar-ostavlennyj-nam-na-veka

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *