Суббота , 23 Ноября 2024

«Платон Ойунский. Сокровенная история». В Якутске состоялась премьера документального фильма

В кинотеатре «Центральный» 20 апреля состоялся премьерный показ художественно-документального фильма «Платон Ойунский. Сокровенная история», снятого под эгидой Министерства культуры РС(Я) и Академии духовности республики на базе Национально-вещательной компании «Саха».

Сценарий Евдокии Избековой, режиссер Галина Раевская, оператор-постановщик – Илья Жараев. Роль Платона Ойунского исполнил Роман Дорофеев, роль Максима Аммосова – Вячеслав Лавернов, Емельяна Ярославского – Павел Танин.

Игровые сцены, великолепные якутские аласные пейзажи и декламация вдохновенных стихов поэта в фильме перемежаются с выступлениями кандидата исторических наук Е.П. Антонова, народного писателя Якутии Н.А. Лугинова, доктора исторических наук Н.Д. Архипова, подробно и доходчиво разъясняющих исторические этапы жизненного пути Платона Ойунского.

Детство Платона с тяготами быта бедняцкой семьи одновременно было пропитано притягательным духом величественного олонхо. Годы учебы, полные юного мечтательного задора, под влиянием высокообразованных политических ссыльных стали временем становления Ойунского и его ближайшего друга Максима Аммосова в качестве революционеров и государственных деятелей, четко понимающих предстоящие политические цели и задачи.

Красной нитью через весь фильм проходит тема олонхо. Собирательный образ олонхосута Табахырова (роль исполнил олонхосут и алгысчыт Петр Тихонов) мы видим и в раннем детстве Ойунского. Из уст именитого сказителя молодой поэт записывает строки олонхо. В последние свои дни на воле Ойунский снова рядом с Табахыровым. Олонхосут в ответ на его просьбу предсказывает писателю, что, несмотря на надвигающуюся грозную судьбу, имя его будет бессмертно.

Кинокартина обращена к новому поколению. Она создана, чтобы показать Ойунского как человека живого, чувствующего, любящего и страдающего. И рассказывает о жизненном подвиге Платона Алексеевича Ойунского. Зрителю открываются две великие ипостаси его выдающейся личности.

Во-первых, Ойунский – общественный деятель, создатель автономной республики. Центральные органы большевистской власти не склонны были видеть в обитающих на окраине павшей империи якутах народа, выросшего в своем социально-экономическом развитии до права иметь свою республику. Большинство малых народов бывшей Российской империи поначалу добились лишь статуса автономной области.

Так были созданы Бурят-Монгольская автономная область, автономная область горских народов Кавказа, чуваши, марийцы, мордва и удмурты тоже сначала образовали свои автономные области. Только татары, башкиры и якуты смогли без переходного этапа области сразу добиться права на создание автономной республики.

У Платона, Максима и их друзей-соратников было могучее лобби в Москве в лице бывших политссыльных Емельяна Ярославского, Григория Петровского, Серго Орджоникидзе. Благодаря их деятельной помощи Ойунскому и Аммосову удалось преодолеть бюрократические препоны в Москве и Сибири, и, наконец, 27 апреля 1922 года провозгласить Якутскую Автономную Советскую Социалистическую Республику – первое государство якутского народа в составе РСФСР.

Создание республики дало огромный импульс в росте самосознания якутского народа, его веры в способность к ускоренному прогрессу. Провозглашение республики способствовало прекращению затянувшейся братоубийственной гражданской войны и объявлению амнистии для примирения сторон.

Вторая ипостась Ойунского – его роль в сохранении для будущих поколений Якутии творческого наследия народа, в первую очередь олонхо. У социалистической революции были радикальные цели – разбить до основания старый мир и создать другой, абсолютно новый. Среди новой поросли якутской молодежи тоже было много активистов, оценивающих народное творчество как пережиток отсталого прошлого, готовых уничтожить всю старую культуру.

Ойунский, с младых лет впитавший величественный дух якутского олонхо, категорически не мог с этим согласиться. Для спасения народного наследия он делает решительный шаг – уходит с непосредственной государственной службы и начинает созидательный труд в культурной, духовной, научной области. Он становится вождем культурной революции в Якутии. Наряду с масштабными мерами по развитию народного просвещения, становлению здравоохранения, были сделаны огромные шаги в области науки и культуры.

Ойунский организует массовые съезды олонхосутов и других носителей духовного богатства народа. Наиболее талантливые олонхосуты были приняты в Союз писателей СССР.

Ученые-фольклористы комплексно записывают народные легенды и предания, чабыргах, тойук и осуохай, вплоть до текстов камлания шаманов. Венцом огромной работы стало создание Института языка, литературы и истории, первым директором которого и стал П.А. Ойунский.

С высоты сегодняшнего дня мы видим, что оперативные масштабные меры, предпринятые Ойунским стали залогом сохранения векового культурного наследия якутского народа, которое сегодня стало основой для рывка нашей республики в своем социально-культурном развитии, вкладом нашего народа в мировую сокровищницу культуры.

Без подвига Ойунского в деле сохранения якутской культуры в наступивший век всепроникающего глобализма и космополитизма небольшой народ саха оказался бы без выработанной веками культурной брони, состоящей из родного языка и словесности, само существование нашего народа в периоды угроз ускоренной ассимиляции и растворения в агрессивной среде масс-культуры оказалось бы весьма сомнительным.

Фильм, посвященный 100-летию провозглашения Якутской АССР, достигает своих целей и стал еще одним важным достижением творческого тандема Евдокии Избековой и Галины Раевской.

Автор: Член корреспондент Академии Духовности РС(Я) Владислав Доллонов

Источник: ulus.media

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *