Среда , 4 Декабря 2024

Жанр пейзажа в творчестве академика Афанасия Осипова.

Среди весьма значительного и многообразного живописного наследия
народного художника Афанасия Осипова, широко представленного в музеях
и частных коллекциях, особое волнение у меня вызывают его эпические
пейзажи, возможно, оттого, что моё заочное знакомство с будущим
признанным мастером началось именно с пейзажа. Это было в далёком
1955-ом году…
После Якутского коммунально-строительного техникума я обучался в
Московском архитектурном институте. Наша студенческая группа в
свободное время охотно посещала московские музеи и новые выставки
художников во всех уголках необъятной столицы. И вот мы обнаруживаем на
одной из крупных выставок работы двух молодых якутских художников.
Один из них – Осипов Афанасий Николаевич. Сколько было гордости оттого,
что наша творческая интеллигенция выходит на всесоюзный уровень!
Появление в 1955 – 57 годах художников из Якутии на всесоюзных и
всероссийских смотрах достижений искусства означало достижение
высокого уровня культурной жизни на моей родине.
Чаще всего мы посещали вернисаж на улице Кузнецкий мост, благо –
близко от института и экспозиция на нём часто обновлялась. Хорошо помню
тот момент, когда моё внимание привлекла сравнительно небольшая
картина: -Как похоже на мои родные места! –подумал я. Подхожу, читаю
этикетку: «Красавица Амга. Художник А.Осипов»… Нахлынули воспоминанья,
прозрачная вода, на дне все камушки видны; берега покрытые лесом,
местами скалистые; до села и за ним – обширные поля… Речка Чапчалган
впадает в озеро, в паводок переливается в Амгу; старица питает огороды…
огромных размеров розовая луна над дальним лесом. — Из транса меня
вывел голос старосты группы, Германа Ратнера: -Ну, ты что встал? Пошли
дальше!..
Вернувшись по окончании института в Якутск, я познакомился с
Афанасием Осиповым уже лицом к лицу. На улице Маяковского, где
проживала моя семья, соседом был скульптор Филиппов, в те годы
заведовавший художественным училищем. Он пригласил меня преподавать
черчение и композицию по совместительству – основная работа была в

конторе «Якутпроект». И вот там, в училище, некоторое время мы были
коллегами с Афанасием Николаевичем, который уже приобретал широкую
известность благодаря количеству и качеству своих живописных работ. У него
было уже участие в выставках всесоюзного масштаба, и он уже выделялся
среди якутских художников Саха республики и столицы. С тех давних времен
и до сих пор я остаюсь под глубоким впечатлением от воздействия живописи
лучшего художника Якутии. В пейзажных полотнах общепризнанного мэтра
есть всё, чего нельзя выразить словами – свет и цвет, колорит и солнечный
ветер, чувство пространства. Летние картины полны буйством красок яркого
разнотравья и цветов на полях, радует глаз богатство тайги, рек и озёр…Но в
многочисленных зимних мотивах, особенно в горных пейзажах, мы видим
полную отрешенность от суетной реальности, граничащую с вечным покоем
космических абстракций. Однако, и в тех и других картинах главным является
чувство сопричастности зрителя в процессе единения с природой во всем её
разнообразии, во всех её состояниях.
В большинстве полотен А.Осипова исповедуется восхищение красотой
природы Севера, эта природа ярка и светла, но в то же время холодна и
загадочна. Мистическим, таинственным молчанием пронизаны изображения
безлюдных заснеженных гор. Этим картинам свойственна панорамность,
строгая монументальность композиции, четкая цветовая гамма,
соответствующая определенному настроению. Большую роль играет на
холстах свет, присутствующий как проявление духовного начала. Есть у
Афанасия Николаевича картины, где художник фиксирует увиденные его
глазами волшебные оптические иллюзии в виде радужных гало-кругов
вокруг солнца, и у нас возникает ощущение фантастичности и грандиозности
эпического мировосприятия.
Есть у А.Осипова жанр, который можно назвать переходным от пейзажа
к бытовому. В ряде картин, в том числе написанных за рубежом (например,
монгольский цикл), изображается пейзаж открытых далей необозримых
просторов с покрытыми снегом горами на горизонте в сочетании с наличием
людей, домашнего скота и группы построек на среднем и ближнем плане.
Противопоставляя величественной природе маленькие фигуры людей,
художник солидарен со смелостью сильного человека, который
самоотверженным трудом завоёвывает своё место в мироздании. Во многих
разнообразных сюжетах А.Осипов воспевает нелегкий труд простых людей,
вынужденных бороться за свое существование с силами стихии подчас
суровой природы.

Афанасий Николаевич в повседневном быту был очень общительным и
внимательным товарищем. На наших встречах он всегда спрашивал о моём
брате Владимире, художнике и дизайнере. Они были хорошо знакомы, так
как Владимир долгое время работал на должности главного инженера
Якутского отделения Художественного фонда РСФСР. Мой брат высоко ценил
профессионализм и личные качества А.Осипова, как президента Академии
духовности РС(Я) и наиболее плодовитого живописца из художников Саха
республики, заслуженно титулованного в масштабах СССР и России.

Автор: С.В.Данилов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *