Первопроходцы и исследователи северо-востока России в 17 – 18 веках. С.В.Данилов
Задолго до Великой Северной экспедиции 18 века северо-восточные земли и моря посещались первопроходцами России. Со времени своего основания Якутск стал форпостом освоения удаленных территорий. Здесь формировались, или через Якутск проходили маршруты отрядов землепроходцев 17-го и экспедиций 18-го веков.
Достаточно упомянуть походы Петра Бекетова, Михаила Стадухина, Семена Дежнева и Федота Попова (Алексеева), Владимира Атласова со сподвижником Морозко, Ивана Москвитина, Ерофея Хабарова. Ранних исследователей называют землепроходцами, а участников экспедиций 18 века –путешественниками и мореплавателями. Начало научному изучению края положила Первая Камчатская экспедиция, снаряженная по личному указу Петра 1-го в 1724 -1725 г., и продолжавшаяся до 1730 г. Руководителю экспедиции, командору В.Берингу , среди прочих задач вменялось доподлинно узнать, соединяется ли Азия с Америкой? Следует отметить, что письменный отчет Дежнева о проливе, разделяющем континенты, затерялся в архивах Томска 80 лет назад, к тому же его открытия не могли быть географически точными – изобретенные позже навигационные приборы ещё не применялись на тех кочах, которые первыми бороздили северные моря.
1-ая Камчатская экспедиция проходила с большими трудностями. Выйдя из С-Петербурга в январе 1725 года, она только через два года дошла до Охотского моря и начала готовиться к морской части путешествия. На сухопутной части маршрута большой обоз вёз продовольствие и экипировку, а также снаряжение, инструменты и навигационные приборы для постройки корабля, который будет назван «св.Архангел Гавриил» -его появление позже определят как «день рождения российского Тихоокеанского флота». Строился корабль на Камчатском полуострове; переправа обоза через Охотское море тоже была нелёгкой эпопеей.
«Правой рукой» командора Беринга был молодой лейтенант Алексей Ильич Чириков, выполнявший обязанности главного штурмана экспедиции. Под его руководством была произведена инструментальная съёмка всего восточного побережья с прилегающими островами, от Камчатки до пролива, позже названного Беринговым проливом. Восточная оконечность азиатского материка была названа мысом Дежнева.
По завершении экспедиции Витус Беринг доложил Адмиралтейскому ведомству и Петербургской географической коллегии добытые сведения и составленные карты. Он представил участников экспедиции к поощрениям и наградам, ходатайствовал о повышении в званиях морских офицеров.
Однако, несмотря на большое количество уникального материала и ценных открытий, сановники географической Коллегии не были полностью удовлетворены результатами предприятия. Особенно они отмечали тот факт, что поручение императора Петра 1-го по поводу пролива не было выполнено – берег противоположный, со стороны Америки, моряки не зафиксировали; помешали туманы и не было попутного ветра. То-есть, отсутствовали документальные доказательства, что пролив разделяет два континента.
В связи с этим высокое руководство и Сенат поручили В.Берингу составить план более обширного и обстоятельного исследования всех морей Ледовитого океана и восточных морей до Америки и Японии. Таким образом был составлен, всесторонне обсужден и утвержден грандиозный план Великой Северо-Тихоокеанской экспедиции, начатой осуществлением в 1733 году семью большими самостоятельно действующими отрядами. Западный отряд от Печоры до Оби возглавляли Муравьев и Малыгин, от Оби до Енисея вели отряд Овцын и Стерлигов, восточнее Енисея руководил Минин, от Лены на запад на парусно-весельном дубль-шлюпе «Якуцк» — отряд Прончищева, Челюскина и Харитона Лаптева, на восток от Лены –команда Лассиниуса и Дмитрия Лаптева, в шестом отряде вели свои корабли Беринг и Чириков к американскому континенту, в седьмом отряде Мартин Шпанберг изучал Курильскую гряду и путь к Японии. Также были два сухопутных отряда: на Камчатке Гмелин и Миллер, и от Верхне-Удинска до Охотска – Скобельцев и Шаталов.
Действия шестого отряда вполне обоснованно именуют Второй Камчатской экспедицией. Руководители те же, что и в первой; сухопутная часть путешествия та же. Но морская часть маршрута организована гораздо солиднее. Корабельными мастерами, взятыми в состав команды, собраны два двухмачтовых пакетбота и спущены на воду в Охотске в июне 1740 г. Кораблем «св.Пётр» командовал сам Беринг, капитаном «св.Павла» стал А.И.Чириков. Обогнув с юга Камчатку, корабли зимовали в бухте, на берегу которой основали Петропавловск. 4 июня 1741 года вышли в плавание по направлению к Америке. В длительных туманах корабли потерялись и дальше шли каждый своим путём. К берегам Америки подошли почти одновременно, но в разных пунктах. Корабль Чирикова 15 июля под координатами 55*11**с.ш., 133*57**зап.д., и корабль Беринга 17 июля. Были нанесены на карту очертания берегов и прилегающие острова.
Обратный путь отмечен трагическими событиями. Пакетбот «Св.Пётр» попал в сильнейший шторм, были порваны паруса, почти полностью было потеряно управление судном. Команда страдала от цинги, Витус Беринг был серьёзно болен и умер на острове в нескольких десятках миль от Камчатки. Корабль разбило на рифах. Из остатков его собрали меньший по размерам одномачтовый шлюп, сохранили ему имя «св.Пётр», командование принял штурман, офицер Свен Ваксель. И только в августе 1742 г моряки вернулись в Петропавловск.
Обратный путь «св.Павла» был относительно благополучным. Переждав осенние шторма среди островов архипелага, корабль шёл на запад. Команду валила цинга, кончалось продовольствие, нехватало пресной воды. Капитан Чириков занемог и с 20 сентября не выходил из каюты. Он только принимал сведения штурмана Елагина о курсе корабля и давал дальнейшие указания. 6-го октября показалась камчатская земля, и 9 октября 1741 г Елагин привёл судно в Авачинский залив, в Петропавловскую бухту. После зимовки, летом 1742 г капитан Чириков, поправившись после болезни, водил свой корабль на поиски «св.Петра», но тщетно. Уцелевшая часть команды Беринга вернулась самостоятельно. Все участники экспедиции погрузились на борт «св.Павла» и осенью 1742 г вернулись в Охотск и, таким образом, плавания шестого отряда были завершены.
Драматические события морских приключений оставили в тени тот замечательный факт, что трудами лейтенанта Чирикова была установлена вся широтная протяженность России. Он начал вести «судовой журнал» с выходом обоза из Санкт-Петербурга, и на всем протяжении пути до Охотска установил точные географические координаты 28 пунктов. В этом деле самым проблематичным является определение географической долготы пункта. Но моряки это умели делать с часами «по Гринвичу» и с точным знанием местного времени. При определении широты показания сектанта (или квадранта) корректировались по дате с помощью астрономических таблиц. Уверенность в этой работе Чирикову придавало то обстоятельство, что, несмотря на молодость, он преподавал два года в Морской академии учебные дисциплины астрономию и навигацию, непосредственно перед назначением в экспедицию. Меридианы от Охотска до крайней восточной оконечности материка были определены его морскими измерениями.
Уместно привести строки из Википедии: «Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову- одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга. На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показан путь корабля «св.Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.
В составлении итоговой большой карты участвовал весь коллектив руководящего состава Великой северо-тихоокеанской экспедиции: офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы. Сей труд назван: Карта Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам, с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и островов Япона». Эта первая полная географическая карта России была опубликована в 1745 году.
Источник: Данилов Станислав Васильевич