И возвеличится дворец на берегу озера Сайсары. Андрей Борисов о культуре и настоящем центре Якутска
О том, какое искусство считается разрушительным, где должен находиться настоящий центр столицы и как Якутия добьется доминирования в Арктике, рассказал госсоветник республики Андрей Борисов в интервью ЯСИА.
— Андрей Саввич, сегодня на слуху у якутян — идея возведения Арктического центра эпоса и искусств. Когда впервые возникла мысль создать этот объект?
— Еще в 1927 году Платон Ойунский писал: «Блистая, переливаясь радужными гранями на солнце, возвеличится на берегу священного озера Сайсары хрустальный дворец, соберется в нем весь славный люд Срединного мира, независимо от веры и расы». Возведение Арктического центра именно сейчас есть символичное событие для Якутии. Хотя дело даже не в символике, а в синхронизации происходящих процессов.
Десятки поколений деятелей культуры и искусства, писатели, сам народ стремились к развитию, самоидентификации и самосохранению. Сегодня есть шанс реализовать эту идею в Арктическом центре, который станет тем самым дворцом на берегу озера.
Понятно, что у любого большого замысла, тем более такого капиталоемкого, когда он подходит к моменту реализации, появятся противники. Сейчас противники — это те, кто не мыслит категориями прошлого, настоящего и будущего, им нужно только сегодня. Часть людей манипулирует социально-экономическими неурядицами, а другая сознательно терпеть не может народную культуру (Ысыах, олонхо, сабантуй и так далее), называя все это “культур-мультур”. Кстати, эта фраза — тюремный жаргон. Я всегда говорю: чем меньше учреждений культуры, тем больше исправительных колоний.
— Но, как я понимаю, для вас Арктический центр — это не просто очередное культурное учреждение?
— Президент Владимир Путин стремится к тому, чтобы создать в регионах федеральные центры культуры — по его поручению будут строиться еще четыре культурных объекта в Кемерово, Владивостоке, Севастополе и Калининграде общей стоимостью 120 млрд рублей. Средства инвестирует “Роснефть”. Якутия, к сожалению, не вошла в этот список, хотя фактически стоит в одном ряду с данными проектами из-за наличия частного инвестора. Но мы отличаемся тем, что АЦЭИ может получить статус Центра ЮНЕСКО категории II в сфере нематериального наследия. На работу в этом направлении поручил обратить особое внимание глава региона Айсен Николаев.
Статус Центра ЮНЕСКО может быть присужден Арктическому центру как учреждению, поддерживающему признанный шедевр ЮНЕСКО — эпос Олонхо. Звание в свою очередь позволит получить федеральное финансирование.
— Почему АЦЭИ должен стать федеральным центром?
— Политика государства сегодня направлена на доминирование в Арктике не только в военной, научной, политической, экономической сферах, но теперь и в культурной. Уверен, что российское правительство воспримет нашу инициативу правильно, и мы получим финансирование.
Доводы в пользу строительства АЦЭИ имеют несколько уровней. Первый — самый простой и очевидный: для горожан появится новое общественное пространство. Второй — доминирование в Арктике. Третий — федеральное финансирование.
Говоря о последнем пункте, могу привести в пример Арктический государственный институт культуры и искусств. И тогда тоже “шумели” и спрашивали, зачем нам нужен АГИКИ и на какие деньги нам его содержать. Но теперь он стал федеральным учреждением и не тратит ни копейки из республиканского бюджета. Сегодня институт готовит специалистов для всей республики, которые продолжают развивать науку об искусстве и культуре народов Севера.
У нас до сих пор нет таких объектов, по фото которых можно было бы узнать город. Как Сидней узнают по оперному театру, Москву — по Кремлю, Нур-Султан — по центру Хан Шатыр.
Все говорят, что центр города там, где стоит дом правительства. Это неправильно. Центром повсюду считается культурная или образовательная среда.
— В Якутии и бизнес направляется в сторону Арктики, и наука двигается туда же. Сейчас идет отбор регионов на создание научно-образовательных центров. Всего их будет 15 по стране, и Якутия, конечно, претендует на один из них, делая акцент на арктические исследования. Думаете, появление Арктического культурного центра в регионе даст нам преимущество? Или культура и наука никак не связаны?
— Сегодня все открытия происходят на стыке дисциплин: биологии и медицины, музыки и математики, эпоса и индустрии, культуры и современных технологий. Так что Арктический центр эпоса и искусств только даст импульс в этом плане.
— Кстати, что насчет Центра развития креативных индустрий, который будет поддерживать производство кино? Вы имеете к нему отношение?
— Не интересовался этим вопросом. Но я всегда спрашиваю, что вы понимаете под креативной индустрией? Слова “креативный” и “творческий” кажутся синонимами. Но почему тогда индустрию не называют творческой? Творчество может не приносить прибыль, а креативная индустрия предполагает извлечение экономической выгоды из творчества. При этом легко забыть о самом творчестве, о таланте человека, о самой сути искусства. Как только исчезает творчество, не будет никакого креатива и в индустрии.
— В городах республики сейчас проходит фестиваль Leto Yakutia, в рамках которого рисуют муралы на жилых домах. Как вы относитесь к такому креативу?
— Такие красочные изображения, безусловно, лучше, чем серые и скучные стены. Но не все рисунки мне нравятся, например, граффити — совсем другое дело, оно у меня ассоциируется с демонизмом в некотором смысле и деструктивной энергией. Думаю, муралы должны воспевать положительные образы, так что фестиваль идет в правильном направлении, такое нужно поддерживать и продвигать.
Некоторые направления актуального искусства несут эту негативную энергию, поэтому над ними нужен народный контроль.
— А как же свобода творчества и самовыражение?
— Некоторые художники начинают навязывать свои дегенеративные образы, а это недопустимо. У искусства и таланта должна быть ответственность перед народом.
— Говоря о современной культуре, вам не кажется, что театры не привлекают молодое поколение, и вы вместе с тем теряете широкую аудиторию?
— Молодые люди сегодня ходят в ТРК “Туймаада”. Когда я туда захожу, на эскалаторе вижу столько молодежи! Да, там есть общепит и магазины. И это все. АЦЭИ станет пространством, которое будет открыто для всех, там будут кафе, выставочные павильоны, сувенирные лавки и сразу три театральных учреждения. Каждый сможет удовлетворить свой интерес.
Современная молодежь выдает за культуру пришедшую из других стран моду. Мода на запад тащит за собой не культуру, а рынок — одежду, фильмы, атрибуты. Это не плохо, но это во многом чужое творение. А свою культуру нужно создавать самим. Увлекаться новыми течениями, всеми этими артхаусами и современной музыкой нормально и не предосудительно, но корни свои нужно помнить и сохранять.
— В каком тогда направлении нужно развиваться культуре Якутии?
— В последнее время наша культура начала осознавать свою азиатскую составляющую, несмотря на российско-европейское образование. Но сегодня следует весь фронт культуры развернуть к арктическому вектору, не только из-за российской политики.
Системный подход в становлении культуры, духовности в республике хорошо поставлен. Теперь наступает тот момент, когда вся эта подготовленность приведет нас к главному моменту. Арктический центр станет кульминацией культурного строительства Якутии.
— Если это кульминация, то должна следовать и развязка…Что будет дальше?
— Дальше мы деятельно включимся в контекст мировой культуры. До сих мы это делали через разовые мероприятия: вот поехал наш ансамбль на форум куда-нибудь в Китай, или победил наш фильм на фестивале, или отличился наш артист на международном конкурсе. Когда в республике появится база с единой культурной политикой, мы будем постоянно присутствовать в поле мировой культуры.
Нам уже предлагают сотрудничество коллеги из Монголии, Финляндии, Норвегии, Аляски, Татарстана и других стран и регионов России, услышав о том, что мы взяли ориентир на Арктику.
Помню время, когда мы пытались только догнать наших “старших братьев”, ведь все авторитетные преподаватели и лучшие театры были не здесь, тогда наши уезжали учиться и набираться опыта в другие города и страны. Но наступил момент, когда мы поняли, что достаточно выросли для того, чтобы генерировать что-то свое.
Источник: http://ysia.ru Санаайа Иванова