В Русском театре состоялась премьера мистерии «Путь святителя»
Русский театр завершил свой сезон премьерой мистерии «Путь святителя» по пьесе Владимира Федорова «Алмазный крест», где в центре повествования — судьба апостола Сибири и Америки Иннокентия. Режиссер-постановщик — Андрей Борисов, режиссер — Андрей Габышев.
Святитель Иннокентий строил в Русской Америке храмы, школы, учил детей и даже спасал оспопрививанием местные народы от смертельной для них болезни. В 1826 году он создал алеутский алфавит, а в 1859-м совершил первое богослужение на якутском языке. Вместе с графом Муравьевым-Амурским основал Благовещенск. Словом, сделал столько, сколько другому за десять жизней не успеть.
Премьера мистерии состоялась в декабре 2017 года в Москве, якутский же зритель увидел ее только сейчас.
В спектакле были задействованы актеры не только Русского театра, но и Саха театра, Театра Олонхо, Театра танца, Театра коренных малочисленных народов Севера, детской театральной студии «Тускул» при Театре юного зрителя, самодеятельного ансамбля «Ямские бубенцы».
«География» тоже обширна и охватывает не только Аляску и Сибирь, но и блистательный Санкт-Петербург с его интригами и заговорами.
Роль главного героя в молодости сыграл Евгений Кузьмин, в зрелые годы — Александр Лобанов.
Нельзя не упомянуть Степана Федоренко в роли его брата Стефана, который поначалу просто-напросто боится ехать на Аляску, а когда его объявляют пономарем еще даже не построенного в снегах Русской Америки храма, озадаченно чешет в затылке, но потом становится правой рукой святителя, его опорой и сподвижником.
Иван Мишагин в крошечной роли Василия Андреевича Жуковского так хорош, что другим творца «Светланы» и наставника цесаревичей отныне уже и представляешь.
Илья Шумкин в роли великого князя Константина изумителен: на словах — одно, на уме — другое, и такие дела на пару с министром финансов Рейтерном (Валерий Тверитин) проворачивает, что… хорошо что Василий Андреич не дожил!
А Эдвардас Купшис в роли российского посланника барона Стёкля — бриллиант чистой воды. Каждая сцена с его участием — наслаждение для зрителя: и вымогание вознаграждения за свои «труды» у самого великого князя, и виртуозное владение искусством строить хорошую мину при плохой игре, без которого не быть бы ему ни послом, ни царедворцем.
На премьере зал был полон, а после показа Архиепископ Якутский и Ленский Роман, поднявшись на сцену, сказал, что этот спектакль войдет в историю Русского театра не только потому, что мастерски были использованы спецэффекты, но и потому, что правдиво был показан путь святителя Иннокентия: «Наш святой, Якутии небесный покровитель стал ближе всем, кто видел этот спектакль».
Владыка также поведал о том, что Якутская епархия оказывала помощь в создании спектакля: епископский посох, который зритель видит в руке главного героя, — настоящий пастырский жезл, принадлежавший ранее его предшественникам Герману и Зосиме. Как сказал архиепископ Роман, посох останется в музее театра и дальше будет использоваться в этом спектакле.