Как гордился бы он ими!
Он так верил, что вернется домой с победой, хотя шли тяжелые бои под Москвой. Сохранилось письмо от 12 октября 1941 г., в котором просил детей учиться хорошо. Сам в это время проходил курсы и мечтал стать метким стрелком. Видимо, его готовили в снайперы, если осваивал винтовку с оптическим прицелом. Но все изменилось… В 1942 г. он пропал без вести. Родственники посоветовали жене Анастасии Егоровне выехать в Булунский улус, чтобы сберечь себя и детей. Их беспокойство было обоснованным, поскольку неугомонный Семен еще в 1938 г. за открытую защиту «врага народа» П.А. Ойунского был исключен из педагогического института и сослан в шахтерский поселок Сангар. Был он первым комсомольцем Намского улуса, участвовал в гражданской войне. Когда началась Великая Отечественная война, добровольцем ушел на фронт, оставив старенькую маму, жену с тремя малолетними детьми. Он не мог иначе. Но в суровых 1941-1942 гг., скорее всего, вспомнили бы его защиту «врага народа» и семье пришлось бы туго.
В далеком Булунском улусе Сивцевы прожили 3 года. Главное, выжили. Но в вечномерзлой земле осталась навечно маленькая Октябрина, не выдержавшая тяготы сурового климата.
Вернулись домой в победном 1945-м. В июне 1946 г. получили повторное извещение о том, что их отец Семен Тимофеевич Сивцев пропал без вести. Видимо, были еще какие-то документы, если они знали, что отец сражался в составе 3-й минометной роты 21-го полка Западного фронта. Этот фронт с первых дней войны терпел поражения, первые командующие были за это расстреляны уже в июле 1941 г. Впоследствии Западным фронтом командовали генералы Г.К. Жуков, И.К. Конев, имена которых всем хорошо известны.
Как указано выше, С.Т. Сивцев писал 12 октября 1941 г. В конце письма он карандашом добавил, что скоро изменения будут и сыну еще раз наказал учиться хорошо, быть дисциплинированным и посоветовал научиться стрелять. А через три дня 15 октября того же 1941 г. немецкая группа армий «Центр» возобновила наступление на Москву. Он было остановлено у самых ворот Москвы, а 6 декабря Западный фронт при поддержке Калининского и Юго-Западного фронтов перешел в контрнаступление. Наверное, тогда выжили те, кому суждено было жить…
Героическая жена и мать Анастасия Егоровна Сивцева родилась 26 октября 1910 года в Хатын-Арынском наслеге Намского улуса. С раннего детства, оставшись сиротой, зарабатывала на жизнь шитьем и вышивкой. В 1991 г. стала членом Союза художников России и Заслуженным деятелем искусств РС (Я). Ее работы хранятся в музеях Якутии, России и Американского музея естественной истории. Умерла 25 мая 2001 года. Самое грустное то, что такая талантливая, работящая женщина только в 1990-х годах стала ветераном тыла. И все потому, что муж пропал без вести …
Сын Эллэй выполнил все заветы отца. В 1951 г. окончил Якутское художественное училище, в 1956 г. – графический факультет Московского государственного института им. В.И. Сурикова (мастерская Е.А. Кибрика). Стал народным художником Якутии (1972), заслуженным художником РСФСР (1976), лауреатом премии Ленинского комсомола Якутии (1971), членом Союза художников России с 1956 г. Скончался 15 июня 1994 г. в г. Якутске. Дочь Марта стала инженером-строителем, проектировала системы водоснабжения города. Выйдя на пенсию, стала помогать маме шить и творить.
Внучка С.Т. Сивцева Элеонора Элляевна в течение многих лет собирала сведения о деде, искала его имя везде, где упомянуты пропавшие без вести под Москвой. У нее сыновья, внуки. В скором времени сама расскажет о своих поисках.
Ефросиния Ноговицына