КУЗНЕЦ, МАСТЕР, ФИЛОСОФ
Бывают в жизни человека места, где он хотел бы побывать, но он почему-то
медлит с поездкой. Я практически знаю все о Борисе Федоровиче
Неустроеве- Мандар Уус, много читала, видела его альбомы с
иллюстрациями, да и не раз общалась с ним. Мне хотелось попасть в Баягу,
посмотреть его кузницу, пообщаться с ним, и самое главное, посмотреть его
знаменитую берестяную урасу, пожалуй, единственную в мире… Но я
медлила. Мне хотелось побывать там с определенным настроем, с
приятными мне людьми, с которыми и дальняя дорога, и общение были бы
гармоничны. Чтоб не было торопливого темпа, чтоб разговор, и дорожный, и
беседа с мастером, были бы неспешными, с недосказанностью и подтекстом.
И это все, на мой взгляд, позволяет более глубже вникнуть, понять и впитать
все то, что сделано Мандар Уус .
И наконец все сошлось. И время выкроилось, и замечательные попутчики
нашлись, и Мастер был готов нас принять. И природа в эти дни улыбнулась
осенней прощальной улыбкой, выстроив над нами купол яркого бездонного
неба, украсила наши дороги сказочным великолепием золотых рощ…
Он по-своему мудро и просто вгляделся в наши национальные орнаменты,
систематизировал и философски обосновал их значение. Сколько поэзии,
невидимых связей с природой, сколько мистики и древних знаний крылось в
этих узорах! Мандар Уус является самым умелым и достойным, из
здравствующих ныне кузнецов. Его ножи, хомусы известны не только по
всей республике, но и далеко за ее пределами. Он еще и воссоздал древнее
якутское охотничье и боевое оружие, о котором многие раньше только
слышали или читали в отчетах об археологических раскопках. Он опять же
классифицировал их, отлил и сделал, так что теперь можно взять в руки
древние якутские мечи – кылыс, батыйа разных видов и разного назначения.
Но самое главное его детище – это могол ураса из бересты. Это огромное
сооружение высотой в 9 метров, в диаметре 12 метров. И сделана она в
полном соответствии с древними канонами и технологией.Задумка была
грандиозной и поверить с ходу в ее осуществление было сложновато. Но она
стоит! Вся расшитая конским волосом и бисером, украшенная резьбой.
Казалось бы, это мечта одного человека, пусть даже великого мастера и
философа, но сколько труда и усилий надо было для осуществления этой
мечты. Как оказалось, это была мечта не его одного, а народа. Потому в
строительстве могол урасы приняли участие 12 районов республики, 43
наслега, около 500 мастериц. Вот как энергия мысли одного человека может
сотворить… Он увлек всех свои энтузиазмом, своей мечтой о воссоздании
духовной мощи и мастерового умения своего народа.
Народ продолжает поддерживать своего Мастера, вся утварь, украшения,
дизайн, убранство могол урасы — подарки со всех концов республики. Мне
приглянулось огромное одеяло из рыжей лисы, какие в древности наши
предки шили в приданое своим дочерям. В урасе есть одеяло и из волчьего
меха. В древности якуты шили, бывало, и собольи одеяло в приданое…
Здесь, в Баяге строится большой этно- культурный комплекс с музеем
кузнечного дела народа саха, с большим балаганом для приема гостей.
Могол ураса для саха – место для тихих раздумий, единения с природой,
медитации и обращения к светлым верхним божествам… Природа подарила
нам эти светлые и тихие дни для общения с Мастером и Философом. И в
душе, сумрачной и замотанной мелкими бытовыми проблемами, высветился
тайный генетический код, осветивший все вокруг и позволивший взглянуть
на все более философским, высоким взором.
Наталья Харлампьева, народный поэт Якутии