О культуре семейного чтения.
Нет нужды доказывать, что книга до сих пор — главный источник информации, что львиную долю своих знаний человек получает из книг. Не смотря на это, под воздействием современных информационных технологий наблюдается снижение интереса молодежи к чтению.
Что же делать, чтобы они вновь начали читать?
Начать надо с самого простого — возродить культ книги. Если мы подойдем к книге не только как к источнику информации, а как к фактору воспитания, жизненному ориентиру, поймем, что книга несет в себе ничем не заменимый духовный потенциал, то отношение к ней кардинально изменится. Мне представляется, что библиотека не должна терять свою ключевую роль в формировании культа книги.
В подтверждение приведу рассуждение Екатерины Юрьевны Гениевой, директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы: «Библиотека — это диалоговая структура, место, где происходит межкультурный, межкон-фессиональный, межэтнический диалог. Библиотека — это ведь не ката-ложные карточки или электронные записи. И даже не просто хранилище книг. Борхес говорил, что книга мертва до той поры, пока ее не коснется тепло человеческих рук. Но эпоха Гутенберга, признаемся себе, кончается, интернет становится другой формой бытования книги. И библиотека перестает быть хранилищем «глиняных табличек». Сюда если за чем и приходят, так это за социокультурным общением, за человеческой навигацией. А библиотекарь становится чем-то средним между актером, психологом, преподавателем, просветителем». («Новая газета» от 29 октября 2012 года).
Что заставляет человека, к примеру, юношу, прочитать книгу просто так, для себя? Очень часто, потому что эту книгу «посоветовал друг или ещё кто-то». Или книга входит в число «культовых» внутри его тусовки: не прочитал — не «свой». Или книга «экранизирована». Получается так, что у каждого читателя свои стимулы. И число книг в списке, и критерии выбора у каждого свои.
Таким образом, круг чтения является своеобразным маркером, механизмом самоидентификации. Но сможет ли книга объединить всех людей, или, по-другому, является ли она общечеловеческой ценностью? Да, если ориентироваться на «великие книги». Американский культуролог Скотт Бьюкенен выделил пять отличительных признаков великих книг: 1) пройдя испытание временем, она превратилась в книгу «на все времена»; 2) о ней «много говорят», то есть она имеет наибольшее количество
альтернативных и независимых интерпретаций; 3) в ней ставятся «вечные вопросы»; 4) она по содержанию и форме является высокохудожественным; 5) благодаря всему этому она признается шедевром литературного
творчества.
Именно поэтому известный австрийский педагог Мортимер Адлер настаивал на том, чтобы чтение и обсуждение великих книг стало неотъемлемой частью гуманистического образования. («Первое сентября» от 19 ноября 1998 года).
Далее. Согласно одному из определений, предложенному учеными, «чтение — процесс использования наших глаз и сознания для понимания как буквального, так и скрытого смыслов, которые заложены в письменном тексте. Чтение есть активный творческий процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, а затем, синтезируя их, закладывает фундамент нового знания. Другими словами, чтение формирует, развивает и совершенствует мозговую деятельность. Вот, что пишет нейролингвист Татьяна Черниговская о загадках человeческого мозга
- Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен. Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго».
- Некоторые все еще повторяют, что нервные клетки не восстанавливаются, но это неправда. Все зависит от того, заставляете ли вы мозг постоянно работать — вам регулярно должно быть трудно.
- Если не давать мышцам нагрузку, они атрофируются, и с мозгом то же самое. Он не должен расслабляться, иначе быть беде. Мозг работает на максимальных оборотах именно потому, что ему нужно делать трудную работу. Трудная работа для мозга — это лекарство.
- Великая литература, особенно великая поэзия, ярко демонстрирует возможности языка, которыми люди просто не хотят пользоваться. Язык невероятно богат, но это лишь инструмент. Мощнейший инструмент, на котором нужно учиться играть.
- Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
- Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?
- Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения. Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.
- То, что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.
- Мы должны серьезно к мозгу относиться. Ведь он же нас обманывает. Вспомните про галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна. Так какие у нас с вами основания считать, что то, что сейчас происходит, реально, а не находится внутри нашей галлюцинации?
- Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над нею, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.
- Сейчас мы точно знаем: гением можно только родиться. Другой вопрос, что, родившись гением, можно им не стать.
- Мозг хранит всю информацию, мимо которой он прошел, унюхал, попробовал, выпил и т. д., все там лежит. Если вы этого не помните, это не значит, что этого нет в мозгу. Поэтому я постоянно говорю: нельзя читать глупые книги, общаться с придурками, слушать плохую музыку, есть некачественную еду, смотреть бездарные фильмы.
- Если тебе скучно жить — ты совсем дурак.
- У творцов действительно другие мозги: данные томографов показывают, что некоторые его части у них работают более активно, чем у остальных людей. Я уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети — и неважно, станет он профессионалом или нет.
- Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Книга, которая, может быть, для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой.
- Мозг — это сети, пульсирующие сети. Там нет «мест», где отдельно работает что-то одно. Поэтому даже если бы мы нашли в мозгу зоны жертвенности, любви, совести, это нам никак не облегчило бы жизнь.
- Люди делятся на тех, у кого нет вообще никакого темпа, и на тех, у кого темп высокий.
- Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки полезно для развития мозга, и это тоже один из способов «отодвинуть Альцгеймера».
- Большинство людей ведут себя так, как будто жизнь — это черновик. Жизнь начинается с момента зачатия — прошу получить вас эту необыкновенную новость. Она уже идет, и она одна. Почему надо жить так, как будто будет возможность потом что-то исправить? Ничего никто не исправляет.
- Я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл.
Режим доступа:
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=107415251228701&id=106647734638786&sfnsn=scwspmo
Вот почему необходимо постоянно искать пути стимулирования чтения. В этом деле трудно переоценить роль библиотек, проводящих разнообразную работу обучающего и воспитывающего характера. Так, во всех библиотеках по отношению к детям широко практикуют управление чтением, собеседование, ведение дневников читателя, конференции, привитие навыков работы в читальном зале и т.д. В ряде библиотек занимаются совершенствованием навыков чтения. И это не случайно, ибо продуктивность чтения, к сожалению, снижается.
Между тем, причину того, что подростки сегодня стали меньше читать художественную литературу многие видят, во-первых, в том, что в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими показателями скорости чтения. Из-за этого у учеников плохо формируется сам навык чтения, его качество. В итоге ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает сути прочитанного текста, не может пересказать материал. А когда человек чего-то делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. Во-вторых, если 10-15 лет назад за компьютерами сидели в основном студенты и взрослые люди, то сегодня у мониторов «торчат» даже дети детсадовского возраста. Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А самая главная причина — родители не приучают ребёнка к книгам. Всё правильно.
По опросам одного научно-исследовательского института, дошкольникам регулярно читают только 10% родителей, а школьникам — всего 0,2% пап и мам! Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам — читай дальше сам. Но это заблуждение. Задача родителей — сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание. Подбирайте ребёнку интересные книги, помогите ему в выборе, почитайте вслух, даже если ему уже 10-12 лет. Пусть в этом увлекательном деле участвуют и папы, и мамы, и бабушки с дедушками, и старшие сестры, и братья. Это не займет много времени, но принесет огромную пользу. По наблюдениям библиотекарей, многие первоклассники, которые приходят к ним на занятия, не слышали даже самых известных детских стихов, включая Агнию Барто и Самуила Маршака. Зато хорошо знают персонажей мультфильмов. Не трудно догадаться, что родители не уделяют внимания совместному чтению с детьми.
Раньше не было интернета, телевидение не такое занимательное было, и дети больше приходили сюда. Приходили заниматься, доклады, рефераты писать. Сейчас им легче нажать кнопочку и скачать нужную информацию с интернета. В основном приходят дети, у которых читающие родители. Все это закладывается в семье. Если родители прививают интерес к чтению с детства, то и ребенок будет читать, будет интересоваться книгой. Но, к сожалению, таких родителей сейчас не так много…
Мои родители выписывали множество газет и журналов. Впрочем, так было в каждой советской семье. К сожалению, сейчас родители приводят детей, а сами сидят и разговаривают по телефону. А могли бы тоже записаться в библиотеку, взять и почитать книгу. Нужно возрождать семейное чтение. Сейчас сами родители не читают, им некогда заниматься детьми. Если родитель не читает, а сидит за компьютером или играет, то дети копируют его. Ему тоже будет лень читать. Родителям может быть удобно, что ребенок никуда не выходит из дома, играет в компьютер и лишнего повода для беспокойства нет. Так дети перестают думать.
Как в этом случае библиотека может помочь родителям?
Остается время для общения — вечер. Так у ребенка воображение развивается, конец сказки уже сами выбирают и сочиняют. А потом они сами захотят взять в руки интересную книгу и почитать. И, конечно, в каждом доме должна быть своя библиотечка, пусть и небольшая. Есть и такие родители, которые прибегают и сами пишут рефераты за своих детей.
Мальчики читали комиксы, и, что удивительно, даже старшеклассники. Но я думала, пусть хотя бы так проявляется интерес к чтению. Один раз комикс почитают, в следующий раз что-то другое можно ему предложить. Сейчас дети стали читать исторические, научно-популярные книги, а также книги современных авторов. Классику же больше читают по принуждению. Приходят со списком по школьной программе. Это тоже радует. Стараемся работать индивидуально с каждым читателем. Если видим, что у ребенка есть интерес к определенной теме, предлагаем ему новинки, помогаем найти нужную литературу.
Библиотеки никогда не закроются. Всегда будут читатели, которым нравится читать живую книгу, листать страницы, слушать их тихий шорох, любоваться красочными иллюстрациями. Люди, которые никогда не променяют хорошую книгу на на какой гаджет.У Астрид Линдгрен как-то спросили, наступит ли такое время, когда перестанут читать книги? Она ответила: «Это то же самое, что спросить, не нужен ли будет хлеб?» Книга — это духовная пища. Если родители будут приобщать своих детей к богатому миру книги, литературы, учить ходить в библиотеки, развивать семейное чтение, то библиотеки всегда будут жить.
Однако чтение чтению рознь. Специалисты по психологии чтения выделяют следующие виды чтения: а) углубленное; б) быстрое; в) панорамное быстрое; г) сверхбыстрое; д) чтение-просмотр. Вот их краткая характеристика.
При углубленном чтении хорошо запоминаются детали, что облегчает их последующий анализ и оценку. Поэтому его называют аналитическим. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, часто переходит в углубленное — аналитическое чтение. Панорамное быстрое чтение обеспечивает существенное расширение оперативного поля зрения, благодаря чему повышается не только скорость чтения, но и качество усвоения прочитанного. Сверхбыстрое чтение, требуя сверхвнимание и суперпамять, способствует мгновенному и панорамному восприятию боль-шого фрагмента текста. Чтение-просмотр при развитом периферическом зрении порождает эффект сканирования. (О.А.Андреев, Л.Н.Хромов. Техника быстрого чтения. Книга первая. М., 1994, с.14-15).
Как видно из этого, мозг обрабатывает информацию с разной степе-нью интенсивностью. Поэтому читатель, который хочет читать продуктив-но, должен постоянно менять скорость, с которой он читает текст. При этом явное преимущество имеет быстрое чтение. Дело в том, что при медленном чтении внимание сосредотачивается на отдельных буквах, словах и фразах и читатель, затрачивая больше времени и сил, теряет смысловую нить и вместе с ней интерес к процессу чтения. Низкая скорость чтения не может стимулировать чтение. А быстрое чтение — это сплошное восприятие текста и мгновенная фиксация смысла, что достигается благодаря привлечению наряду с речевыми, слуховыми, зрительными анализаторами и умственную деятельность. Именно поэтому быстрое чтение, обеспечивает более полное и качественное усвоение прочитанного текста, нежели медлен-ное чтение, ибо только такое чтение может быть названо грамотным.
В частности, грамотность чтения есть степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей. Вот почему овладение навыками быстрого чтения, каждый человек может легко спра-виться с информационным взрывом, сэкономить время и усилия, различать между полезным смыслом и бесполезным объемом текста, обрести прин-ципиально новые качества в организации внимания и памяти для активи-зации познавательной деятельности. В конечном счете, получить сильней-ший стимул к чтению.
Наш мозг подобен мышцам: чтобы он развивался, его нужно тренировать. Томас Оппонг (Thomas Oppong), предприниматель и блогер, рассказал о семи привычках, которые прокачают ваш интеллект.
1.Будьте любопытными.
Пытливый ум лучше генерирует новые идеи. Держите свой ум открытым и будьте готовы всегда узнавать что-то новое.
2.Читайте книги и статьи, которые не связаны с вашей сферой деятельности.
Так вы не только станете умнее, но и сделаетесь интересным собеседником.
3Тренируйте мозг.
Правильные упражнения для мозга способны улучшить умственные способности. Как и физические упражнения для тела, умственные практики не менее важны для развития мозга.
4.Физические упражнения.
Физические упражнения увеличивают приток крови к мозгу и увеличивают выработку белков, которые стимулируют рост нейронных связей в мозгу.
5.Учитесь чему-то новому.
Обучение чему-то новому — отличная стимуляция для мозга.
6.Читайте действительно полезные блоги.
Вы читаете интересный блог о продуктивности, здоровье, спорте и гаджетах. Но не останавливайтесь на этом. В Сети есть и другие полезные сайты, на которые стоит подписаться.
7.Ведите собственный блог и делитесь впечатлениями о прочитанном.
Ведение собственного блога стимулирует творчество. Это не только возможность заявить о себе, но и помощь в организации собственных мыслей.
Aкадемик Беxтеpев, тoт caмый, чтo пocвятил жизнь изyчению мoзга, кaк-тo зaметил, что великoе cчастье yмереть, не paстеpяв нa дoрoгax жизни paзyм, будет дaнo лишь 20% людей. Остaльные к стapoсти, yвы, пpевpaтятcя в злыx или нaивныx мapaзматикoв. 80% — этo знaчительнo бoльше, чем чиcлo теx, кoму пo бездyшнoй cтатиcтике cужденo забoлеть paкoм, бoлезнью Пapкинcoна или cлечь в cтapoсти oт xpyпкocти кoстей. Для тoгo, чтoбы вoйти в бyдyщем в счаcтливые 20%, пocтapатьcя пpидетcя yже сейчac.
Известный coветcкий пoэт Зaбoлoцкий вывел унивеpсaльный pецепт здoрoвoй жизни, кoтopый, пoмнится, застaвляли зayчивать нaизycть вcеx yчеников cредней шкoлы. Дa-дa, тo caмoе четвеpocтишие:
Hе пoзвoляй дyше ленитьcя!
Чтoб в cтупе вoдy не тoлoчь,
Дyшa обязaна трyдитьcя
И день и нoчь, и день и нoчь!
Ha деле с гoдами начинaют лениться пpактически вcе. Пaрaдoкc — мы мнoгo paбoтaем в юнocти, чтoбы не иметь прoблем в cтaрoсти. A пoлучaетcя нaoбopoт. Чем бoльше мы уcпoкaиваемся и paccлaбляемcя, тем бoльший вpед пpинoсим cебе. Уpoвень запpocoв свoдится к бaнaльнoму нaбoрy: «вкуcнo пoесть — вдoвoль пocпать». Интеллектуaльнaя paбoтa свoдитcя к paзгадывaнию крoсcвоpдoв. Затo непoмеpно вoзpacтaет ypовень тpебoвaний и пpетензий к жизни и к oкpужaющим. Boзрaстает кaтегoричнocть и пpоцент oценoчныx cyждений. Рaздpaжение oт непoнимaния чегo-тo выливaетcя в oттopжение дейcтвительнoсти. Челoвек, cам тoгo не замечaя, глупеет, а тo и вoвcе пpевращaетcя в caмoдypa, yвеличивaя пpoпacть между coбoй и oкpyжающим миpoм.
Бoлее вcегo cлaбoумие гpoзит тем, ктo пpoжил жизнь, не меняя cвoиx ycтaнoвoк. Тaкие черты, кaк чpезмеpнaя пpинципиaльнoсть, упoрcтвo, кoнcеpватизм, скopее приведyт в староcти к слaбoyмию, чем гибкоcть, спocoбность быcтpo менять pешения, эмoциoнaльнocть.
Cлабoумие никoгдa не пpиxoдит внезaпнo. Cлaбoyмие — не cyмacшеcтвие и дaже не пcиxичеcкoе отклонение, и уж тем бoлее не бoлезнь. Пoэтoмy и oтcледить егo нaчaло невеpoятнo слoжнo. Oнo пpoгpессиpyет с гoдaми, пpиoбpетая вcе бoльше и бoльше влacти над человекoм. Тo, что cейчac — вcегo лишь пpедпocылки, в бyдyщем мoжет cтaть блaгoдaтнoй пoчвoй для pocткoв cлaбoyмия.
Boт некoтopые кocвенные пpизнaки, указывaющие нa то, чтo вaм, мoжет быть, cтoит зaнятьcя aпгрейдoм мoзгa.
АВТОР: Михайлов В.Д.