Спектакль, изменивший якутский театр — «Желанный голубой берег мой…»
Пролог
«Желанный берег» — поразительная история о любви к жизни, о самопожертвовании ради будущего, рассказанная сквозь сюжет о четырех охотниках нивхах, заблудившихся в тумане, в море… Весь спектакль они вчетвером находятся в одной лодке, говорят, вспоминают, проживают жизнь…
Историю из жизни нивхов рассказал киргиз, причем, рассказал на русском языке. Спектакль поставили якутский режиссер и русский художник, музыку написал еврей, а на Государственную премию выдвинули грузины. В истории советского театра такого больше не было, как и того, чтобы Госпремия СССР была присуждена дипломной работе студента. Это первый и единственный случай.
Самый известный, старейший, титулованный и любимый зрителем якутский спектакль живет на сцене уже 37 лет. На нем выросли несколько поколений якутских зрителей и якутских актеров, для многих их которых он стал трамплином в профессию.
Действие первое
Я должен был его поставить
Действие второе
В одной лодке
Действие третье
Актеры и роли
«Этот спектакль лишь частично я – остальное это Сотников, актеры, традиции и судьба. Этот спектакль многих и многих…», — говорит Андрей Борисов.
Спектакль не сходит со сцены уже 37 лет. За это время сменилось два состава — на смену первым исполителям пришли их более молодые коллеги. На любовь зрителей это не повлияло, но сами актеры считают, что первый состав был эталонным.
«До первого состава мы не дошли, я считаю. Это были глыбы. Наша миссия – передать этот спектакль дальше, чтобы он жил, чтобы были и третий, и четвёртый составы», — говорит исполнитель главной роли Роман Дорофеев.
Главный герой – паренек из племени нивхов, который впервые отправляется в лодке с более старшими товарищами на добычу нерпы, но их лодка теряется в тумане. Первый исполнитель роли Кириска – легендарный артист Саха театра Ефим Степанов . Это сегодня он заслуженный артист РСФСР, народный артист Якутии, а тогда в начале 80-х, когда Андрей Борисов вернулся в Якутск, Ефим Степанов играл роли «мальчишек-октябрят», порядком устал от этого и был близок к тому, чтобы круто изменить жизнь и уйти из драматического театра. Но Борисов в буквальном смысле зажег своего друга, с которым когда-то учился в Щепкинском училище. Часами они шли по грязи из 17 квартала к зданию старого собора, где располагался Саха театр, и говорили о предстоящем спектакле. Тогда же Ефим узнал, что его кандидатуру не утвердил худсовет, и Борисову рекомендуют пробовать двух актрис-травести… Но режиссер был непреклонен. Он своего Кириска уже увидел! Правда сам Степанов признавался: «Я наш спектакль не видел. Андрей видел, а я — нет»…Сегодня Кириска играет ведущий актер театра Роман Дорофеев . Но Степанов также занят в спектакле – теперь он играет старика Органа.
Роман Дорофеев: «В театре я работал на полставки. Однажды в коридоре со мной поздоровался Андрей Саввич, и спросил, как меня зовут. Я представился. Он отвел меня в музей к Ефиму Николаевичу, велел переписать роль Кириска из старой тетради и сказал, что эту роль буду играть я. Я был в шоке! После, когда начались репетиции, он мне говорил: «Не играй ребенка, не наигрывай. Будь самим собой. Пусть твои партнеры видят в тебе ребенка, тогда и зрители поверят. Даже сейчас, когда я играю, открываю для себя что-то новое».
Первый исполнитель роли Органа Симон Федотов. Для артиста с тяжелой судьбой эта роль стала спасением, вторым шансом.
«У него даже взгляд изменился», — рассказывала его супруга Ядвига Николаевна. До сих пор хранится тетрадь, где Симон Федотов детально прописывал свою роль, на полях остались рисунки: лик с грустными раскосыми глазами и великая Рыба-женщина. Сегодня эту роль играет Ефим Степанов.
Актеры: Христофор Сметанин,
Петр Садовников
Иннокентий Луковцев
Кирилл Семенов, Айаал Аммосов
Эту роль в два состава играли Афанасий Федоров и Степан Емельянов . Вводиться пришлось за пару недель до премьеры, заучить пухлую тетрадь текста. «Нагрузка была нечеловеческая. Над ролью такого масштаба актер работает месяцами, а я вышел на сцену с красными от бессонницы глазами и мыслью: «Лишь бы не забыть текст!» А партнеры все были в образе, особенно Симон», – вспоминает Афанасий Федоров. Затем роль исполнял Кирилл Семенов , а сегодня — Айаал Аммосов.
Айаал Аммосов: «Мой герой – это же не персонаж, он с ним в лодке не находится. Он актер, автор и в конце — шаман. Он должен рассказать эту историю и пропустить ее через себя. Я смотрел и как Степан Иннокентьевич играл. И как Кирилл Семенов, который был до меня… Для себя я решил, что театр – это море. Есть суша и вода, сцена и зритель. А когда старик мечтает о недосягаемой Рыбе-женщине, это как каждый актёр думает о главной роли своей жизни и стремится к ней».
Ильяна Павлова
Ирина Никифорова
Жену Мылгуна в первом составе играли Мария Канаева и Татьяна Мыреева . Так, например, Мыреева вспоминала: «За четверть века в театре я ничего подобного не ощущала». Сегодня роль исполняет Ирина Никифорова .
Интересный факт: заслуженная артистка РСФСР Александра Иванова, однажды в темноте пройдя в зал и посмотрев репетиции, попросилась играть в спектакль… даже в массовке, настолько он ее поразил.
Действие четвертое
Признание
Кстати, Госпремию СССР «Желанный берег» получил тоже благодаря грузинам. Сначала театр подавал документы на Госпремию РСФСР. Не дали. Но грузины написали представление, хотя оставалось всего три дня. Собрать документы Саха театр не успевал, но пришла идея взять документы, которые готовили на премию РСФСР, замазать и написать «СССР». Так и поступили. Всю эту кипу бумаг Андрей Борисов понес в обычной сетке.«Шел я в Москве по Крымскому мосту и вдруг остановился с мыслью «А, все равно не дадут». И так она меня захлестнула, что я решил выкинуть всю эту кипу бумаг в реку. Размахнулся и чувствую — кто-то держит. Смотрю – молоденький синеглазый сержант. Спросил документы, а у меня нет. Я показал ему документы на премию, где была моя фотография. Он посмотрел и сказал: «Да что ж это вы! А с виду — такой серьезный человек». В общем, так и не выбросил я тогда ту сетку. Так что якуты должны спасибо тому сержанту сказать за Госпремию», — вспоминает Борисов.Первые зарубежные гастроли проходили в Мехико. Зрители смотрели спектакль в тишине. После окончания тоже была тишина, потом начались свист, топот и крики. Артисты подумали, что их освистали, но тут зрители кинулись на сцену и обнимали, гладили актеров, жали им руки, что-то говорили… А потом были овации и осуохай…
ЭПИЛОГ
Текст — Наталия Чемашкина, дизайн — Роман Данилов, редактор проекта — Галина Мозолевская.В проекте использованы материалы книги «Вместе к «Желанному берегу» (Е.Н.Степанов, К.В. Еремеева, Т.И. Пестрякова). Фото Р. Назмиева, из архива А.С.Борисова, Саха академического театра им. П.А.Ойунского.
© ЯСИА, 2019