Четверг , 31 Октября 2024

Вяземский «котел» глазами якутского художника

Посвящаю светлой памяти незабвенной
Валентины Евграфовны Крыловой,

с которой начали поиски мест, где воевал его отец

«Вязьма! Вязьма! Кто её забудет? Я прослужил в нашей Красной армии, считай, не один десяток лет, бывал в боях, видывал виды!.. но то, что всем довелось пережить под Вязьмой, такое было впервые. День и ночь наши дивизии били врага. И как били — насмерть. Раненые отказывались выходить из боя. На место павших вставали всё новые и новые бойцы. Всё кругом пылало… Тогда наши солдаты грудью закрыли дорогу на Москву».


Маршал Советского Союза И. С. Конев

 

 

Кто были эти бойцы?
3 июля 1941 г. Сталин по радио призвал вступить в Народное ополчение. Первыми откликнулись преподаватели учебных заведений, студенты, учителя школ, работники фабрик, заводов и школьники старших классов. Дивизии, сформированные из них, назывались «Дивизии народного ополчения» или сокращенно ДНО. Добровольцев не обучали военному делу, не давали им в руки оружие. Сперва из Москвы отправили строить оборонительные сооружения. А уже в сентябре из ополченцев они превратились в годных к строевой бойцов и приняли смертельный бой в начале октября 1941 г. на подступах к Москве. Например, ополченцы Ростокинского района Москвы вступили в неравный бой с вражескими танками в Вяземском «котле». Как пишут сегодня: «В начале октября 1941 года Ростокинская дивизия, уже преобразованная к тому времени в 140-ю стрелковую и вошедшая в состав регулярных войск, заняла оборону под поселком Холм-Жирковским. 2 октября 1941 года фашисты начали операцию «Тайфун» по захвату Москвы и пустили в ход танковые группы, которые должны были сойтись к востоку от Вязьмы. Ростокинская дивизия приняла удар с севера, встретив основные силы 3-й танковой группы Вермахта немецкой группы армий «Центр». Ополченцы вступили в бой с намного превосходящими их силами противника».

Дивизия воевала всего неделю и более 80% личного состава погибло, пропало без вести и попало в плен. А до недавнего времени за разглашение истории Ростокинской 13-й ДНО человек мог сильно пострадать. Почему? Вяземский «котел» стал позором и те, кто не хотел это признать, запрещали другим вспоминать о нем…

Именно в составе этой дивизии в Вяземском «котле» боевое крещение прошел живописец Евграф Михайлович Крылов (1915-1974), уроженец Хоринского наслега Усть-Алданского улуса. Как он попал в ополченцы? Очень просто. С 1938 г. был студентом Московского художественно-педагогического училища им.1905 г.

Когда готовила рукопись статьи об его жизни и творчестве, я искала 12-ю Ростовскую дивизию, в составе которой он начал воевать. Увы, такой дивизии не было. Но то, что он боевое крещение принял под Вязьмой, заставило внимательнее изучить его автобиографию и записи в военном билете. Так, удалось выявить, что указанный в военном билете Е.М. Крылова призывной пункт в Щербаковском районе, до мая 1945 г. назывался Ростокинским, где в июле 1941 г. была сформирована 13-я Ростокинская дивизия народного ополчения, то есть я допустила ошибку при прочтении названия дивизии. Она была не Ростовской, а Ростокинской. С такими уточнениями легко было найти истории московских ДНО в интернете. И там же узнала, что 12-й ДНО никогда не было. А была только 13-я ДНО, о которой выжившим запретили даже вспоминать. То есть, Е.М. Крылов согласно требованиям времени изменил номер дивизии в автобиографии.

По воспоминаниям старшей дочери Е.М. Крылова Валентины отец никогда не вспоминал и не рассказывал о войне. Только в мае 1965 г. он с Героем Советского Союза Ф.М. Охлопковым всю ночь поговорили за закрытыми дверями. О чем? Знали только сами, давно ушедшие в мир иной…
Война никогда не отпускает человека. Она вновь и вновь тревожит его, возвращаясь фантомной болью или тяжелым сном… Может быть, мстит за то, что остался живым или хочет, чтобы он рассказал об ужасах, которые она приносит?

Никто не знал и не узнает теперь, когда Евграф Михайлович попытался описать войну, точнее Вяземский «котел» в октябре 1941 г. Может быть бессонными ночами или после просмотра фильма о войне… Он был коммунистом и умер во время расцвета социалистического строя. То есть, не имел права рассказать правду или даже поразмышлять о войне.

Но, оказывается, все-таки Евграф Михайлович оставил свое воспоминание в виде рисунка. И хорошо, что его сберегла семья. Думаю, что этот рисунок можно считать одним из памятников ополченцам 13-й ДНО, первой вступившей в смертельную схватку с немецкими танками.

Битва под Москвой, битва за Москву… Московские дивизии народного ополчения… Вяземский «котел»… Нам внимательнее надо вчитываться в эти слова. Ведь командиром 1-й Московской ДНО был уроженец с. Нохтуйск Олекминского улуса генерал – майор Леонид Иванович Котельников. В июле 1941 г., будучи преподавателем Военной академии им. М.В. Фрунзе, он стал добровольцем и назначен командиром 1-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения. Долгое время считалось, что он пропал без вести. Затем написали, что он погиб под городом Дорогобуж Смоленской области 14 октября 1941 г. Но другие исследователи выявили, что в тот день погиб другой генерал – майор Котельников Яков Григорьевич. Его дочь давно ищет место захоронения отца, а путаница между двумя генерал – майорами продолжается. Они оба стали жертвами Вяземского «котла». А сколько еще якутян, призванных в 1941-1942 гг., пропало в адском огне, зажженном в этом котле?

Ефросиния Ноговицына

Разрешение на публикацию рисунка дала дочь Е.М. Крылова Галина Крылова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *