Автор логотипа проекта «Мой дедушка – неизвестный солдат»
— Мы рады и счастливы, что имя и творчество нашего брата помнят, — так ответили сестры графика Валериана Васильева, когда узнали, что его работу «Пропавший без вести» выбрали для логотипа проекта «Мой дедушка – неизвестный солдат». Благодаря Зинаиде и Валентине Васильевым пять лет назад по семейным фотографиям изучала жизнь их любимого брата и с тех пор поддерживаем добрые отношения. Ведь эти фотографии – страницы и нашей истории.
Валериан Васильев… Родился 23 июня 1938 года, прожил всего 32 года и умер 4 декабря в 1970 году. Его смерть потрясла не только родных, близких и друзей, но и всех, кто его знал, в том числе художников, искусствоведов, журналистов всей СССР…
В 1971 г. в Москве открылась выставка произведений художников автономных республик РСФСР, где впервые экспонировались литографии Валериана Васильева «Портрет Ойунского», «Пропавший без вести», «Скорбь», «Моя дочь». Выставку посетила бывший журналист газеты «Молодежь Якутии» Татьяна Браткова. Она помнила Валериана, бывавшего у них в редакции, восторгалась его работами и, конечно, знала, что было 4 декабря 1970 года, когда вдруг не стало художника. Журналист буквально застыла перед литографией «Пропавший без вести» и в том же году написала статью, опубликованную в журнале «Сельская молодежь» под названием «Я хотел победить белый цвет…». В ней, как я поняла, она поневоле сравнила художника с пропавшим без вести солдатом, поскольку только им была известна тайна ухода в мир иной… Как они провели последние минуты жизни, как ушли в небытие: «Самая трагическая фигура войны – солдат, пропавший без вести… Страшно подумать, что он (Валериан – Е.Н.) мог просто не успеть создать «Без вести пропавшего», как не успел подарить нам десятки таких же, а скорее всего еще более прекрасных творений, которые уже жили где-то в нем и умерли вместе с ним…».
Через год в журнале «Искусство» появилась статья Н. Шантыко «Мысль. Поэзия. Мастерство. О графике В.Васильеве». Поскольку он его знал и поддерживал дружеские отношения, рассказал, как создавалась литография «Пропавший без вести»: «В последний свой приезд в графическую мастерскую Дома творчества на Сенеже, Валериан окружил себя фотографиями родственников, среди них оказался портрет человека, сын которого в годы войны пропал без вести. Его типически значительное лицо казалось Валериану предназначенным для памятника. С этой фотографии, увеличив ее и лишив житейской прозаичности, Васильев сделал гуашь, где в известной мере сказалось его увлечение японской живописью,— на глухом зеленом фоне он поместил волевое желтое лицо, а рядом расположил белый столбик, увенчанный красной звездой. Гуашь обладала обаянием цельности и цветовой выразительностью».
Искусствовед И.А. Потапов, друг и автор книги «Валериан Васильев», вспоминал, что «Иконографическую основу портрета составили фотографии разных лиц, земляков Васильева, оказавшихся для него чем-то близкими друг к другу и по типажу, и по общему внутренними настрою».
Действительно, на работах Валериана Васильева люди узнают своих близких, знакомых. Даже известная его линогравюра «Моя дочь» навеяна воспоминаниями о летнем солнечном дне, когда он, действительно, подбрасывал свою дочь к солнцу. У его сестер сохранились фотографии этого счастливого дня. То есть, пропавший без вести якутский паренек с его литографии может быть реальным человеком. Он жил на земле и радовался жизни, защищая которую ушел воевать и … пропал без вести. И.А. Потапов еще писал, что наставниками Валериана с детства были дед Гавриил Романович и дядя Василий Романович, знавшие историю своего рода с незапамятных времен. То есть, Валериан знал от них судьбы своих родственников с детства, в том числе тех, кто защищал родину в 1941-1945 гг.
Вторая литография 1970 г. В.Васильева называется «Скорбь». Она неотделима от первой, поскольку на ней изображена Мать, потерявшая сына на войне, возможно, того, кто пропал без вести. Ведь таким Матерям было вдвойне, втройне тяжелее тогда… Неизвестный солдат – пропавший без вести. Ведь вполне возможно, что Мать солдата, погибшего на 41-ом километре Ленинградского шоссе и погребенного в 1966 г. в Александровском саду, получила черное письмо, в котором сообщалось, что ее сын пропал без вести в боях за город Ленинград.
Размышляя о жизни и творчестве графика-философа, поневоле представляю его стоящим возле архитектурного ансамбля «Могила Неизвестного солдата», открытого 8 мая 1967 года. 1967 год был особенно памятным для Валериана. Он принял участие во всероссийских, всесоюзных, международных выставках, был удостоен призов. То есть, часто бывал в Москве, и, несомненно, возле неизвестного солдата вспоминал земляков и родственников, пропавших на войне. И видел Матерей разных национальностей, приезжавших поклониться неизвестному солдату из всех республик Союза. По воспоминаниям друзей, он очень долго думал и работал над каждым произведением. Ведь неспроста он взял с собой фотографии земляков и родственников в Сенеж, где очень плодотворно работал и в последний год своей жизни решился создать свой памятник неизвестному солдату, которого все еще ждала Мать…
В 2018 году В. Васильев отметил бы свой 80-летний юбилей. Но со дня смерти промелькнуло уже почти полвека… А работы Валериана Васильева волнуют всех, кто приходит на его выставки. Поэтому хотелось бы поделиться размышлениями о третьей литографии В. Васильева 1970 г. Она называется «Поэт П.А. Ойунский». Это — один из лучших портретов Поэта. В 2018 г. республика отмечает 125 – летний юбилей П.А. Ойунского, личность которого по общему мнению друзей и искусствоведов, красной нитью проходит через творчество В.Васильева. В 1966 г. художник создал еще эскиз для медали лауреата Государственной премии им. П.А. Ойунского. Тогда он, конечно, не знал, что сам станет лауреатом этой премии в мае 1971 года. Но … посмертно. Портрет П.А. Ойунского художник изобразил в профиль и он напоминает последнюю фотографию Поэта, сделанную в московской тюрьме в 1938 г. То есть, в том году, когда родился на земле В.Р. Васильев. На литографии график перед портретом Поэта поставил пламя вечной славы.
Художник В.Д. Иванов писал: «Валериан останется в памяти каждого из нас вечно молодым, вечно талантливым художником, художником – выразителем не только своего времени, но и прошлого, и будущего своего народа». Так оно и есть.
Ефросиния Ноговицына