Пятница , 19 Апреля 2024

Жизнеутверждающая философия фильмов Прокопия Ноговицына

      Искусство очень сильно влияет на людей. А важнейшее из искусств  — киноискусство, которое является средством мощного воздействия на мировоззрение человека, формирования у него определенных нравственных качеств и культурного уровня. Если вы  смотрели короткометражные фильмы Прокопия Ноговицына, то  согласитесь со мной в том,  что во всех его  фильмах, будь то документальные или игровые, заложен глубокий философский смысл. Каждый его фильм  вызывает сильные положительные эмоции,  воплощает идеалы   нравственности и духовности.  В них содержится важный жизненный урок о том, что  добро призвано побеждать зло, что, проявляя упорство, трудолюбие и стремление к лучшему, человек может справиться с жизненными трудностями. И это тем ценнее, что  фильмы Прокопия Романовича, в первую очередь, предназначены для детей и играют в них тоже дети.

      Предлагаю вниманию читателей синопсисы (краткие обзоры)  нескольких фильмов П.Ноговицына от исследователя якутского кино, аспиранта ФГОУ ВО  «Арктический государственный культуры и искусств»  Гелы Красильниковой  и  самого режиссера.  

       Гела Красильникова:

 «Таал-таал эмээхсин». Веселая, поучительная и добрая история по мотивам якутской народной сказки пронизанная любовью к родной природе, где традиционные образы якутского фольклора перенесены в современность. Герои этой истории – обычные люди, жители села. Главные роли в фильме исполняют не профессиональные актеры, а люди из народа. В легкой, доступной для ребенка форме, режиссер излагает «простые» истины народной мудрости, этические начала якутского мировоззрения, основы нравственности и морали, заложенные в национальной якутской мифологии.

       Сказка, рассказанная бабушкой, преломленная фантазией двух сестер, превращается в настоящее приключение в волшебном мире, населенном одушевленными стихиями и говорящими животными.  Когда старушка падает и примерзает ко льду,   никто и ничто не в силах помочь ей. Спасение приходит в лице сестер, которые, несмотря на шаловливый характер, оказались участливыми, добрыми и заботливыми, а только таким под силу спасти и сохранить природу. Сестры поднимают обессилевшую старушку Таал-таал  и вместе с ней отправляются домой. Но урок, полученный у проруби, останется с ними навсегда.

        Режиссер поднимает актуальные сегодня темы сохранения природы, бережного отношения к родной земле, семье, создает особую атмосферу, передающую якутское понимание мира в его неоднозначности, многогранности и многоуровневости.  

       «Буор Кут».  В якутской мифологии считается, что при рождении человек наделяется тремя душами: Салгын кут – воздушная, эфирная душа, Ийэ кут – материнская душа, Буор кут – земная душа. Человек может жить и развиваться только в гармонии трех душ.   Оторванный от родной земли, лишенный опор, связывающих с сотнями поколений предков, главный герой оказывается на краю гибели. Только мудрые старики, хранители древних знаний, способны вдохнуть жизнь в ослабевшее тело человека – в целебный отвар добавляют крупинки его родной земли, восстанавливая таким образом изначальное равновесие трех душ. И для героя снова наступает весна, и оживает земля под его ногами, одаривая его своей жизнетворной силой. Таким образом, события начала прошлого века становятся основой для размышлений автора на темы жизни, смерти, предназначения человека.

         Примечательно, что фильм отражает эпизод из жизни М.Е.Николаева, Первого Президента Республики Саха (Якутия), произошедший в реальности.  

        «О5о куйуурдуу турара». Фильм по произведению Платона Ойунского. Картина пронизана философской поэтичностью, характерной для произведений якутского классика. Бытовая история – поход мальчика за рыбой – расширяясь, перерастает в космогоническую картину мироздания, в настоящий фильм-олонхо, фильм-путешествие, фильм-превращение. В картине режиссер использует образы, мотивы и приемы, присущие якутскому эпосу. Путь мальчика к озеру – это путь первочеловека, исполина, бредущего по новорожденной земле. Неописуемо труден каждый шаг мальчика по этому долгому пути к своей цели.Долбление лунки – путь в Нижний мир, еще более трудный, грозящий настоящими опасностями.  Сама ловля рыбы превращается в очередное испытание, обряд, в котором кружение, бурление воды, кусочки льда, всплывающая рыба – это космические вихри, в которых зарождаются новые миры, пробуждается новая жизнь, отнимаются последние силы.  

         Всадники – духи предков – окружают обессилевшего мальчика, чтобы  вернуть его к жизни. Тонкая черная струйка, вытекающая из его носа, становится каплей жертвенной крови. Сделав свое дело, духи уходят обратно в свой мир, растворяясь в воздухе тающим миражом. Медленно все возвращается на свои места… Мальчик набирает в туес наловленную рыбу – его семья сегодня не будет голодать. В последний раз с благодарностью окидывает мальчик озеро, подарившее ему богатый улов. Солнце, низкое, яркое, уже опустилось за лес. И вновь режиссер возвращается к месту рыбалки –    опустевшему белому полю с молчаливо возвышающимися снастями – памятниками когда-то бывшему здесь человеку, напоминающими о необходимости жертвоприношения ради сохранения жизни.    

 Прокопий Ноговицын:

—   После выхода   фильма  «Буор Кут» в 2007 г. Первый Президент Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев встречался с исполнителем роли маленького Миши Кешей Игнатьевым, первоклассником Ойской школы. Михаил Ефимович отметил, что такие художественные фильмы очень нужны именно детям, так как наши дети и внуки не знают тех трудностей, через которые прошло  старшее поколение, чтобы  построить новый мир. Показывая фильм детям дошкольного и начального школьного возраста,  мы не перестаем удивляться, как маленькие зрители воспринимают фильм – всем сердцем, искренне переживая, сдерживая дыхание и радостно выдыхая в моменты благополучного исхода событий… Это так удивительно и в то же время не удивительно…

       «Мас Ат» и «Ийэ Кут». Деревянная лошадка – символ детства у многих народов мира, даже в библии можно найти упоминание про Небесных всадников. Это символ прихода жизни на Срединную Землю и в то же время – ухода из бренной жизни… И поэтому надо знать и соблюдать  очень тонкую грань, когда вешаешь веселые берестяные лошадки на дерево. Для народа саха этот обряд означает  испрашивание от Девяти Небес благодати в виде табунов лошадей.

        Во второй части фильма «Ийэ Кут» рассказывается об озорных мальчишках послевоенных лет, которые днями бегали по полям да лесочкам своих сёл,  призывали  птиц свистом на костяных или глиняных свистульках, лазили по деревьям, искали птенцов ворон и коршунов и даже пытались содержать их у себя дома, да по незнанию могли и натворить что-то нехорошее.  А простенькие детские свистульки – свидетельство зарождения  музыки в древней Якутии.  Напомню, что известный археолог, академик А.П.Окладников на урочище Куллаты нашел одну из самых древних костяных флейт в мире.

       «Ийэ Кут» был очень хорошо воспринят на международном кинофестивале в  г. Дакка  в Бангладеше. Фильму был вручен специальный приз кинофестиваля имени известного кинорежиссера Тарека Масуда. Это было неожиданно и очень приятно, потому что индийские фильмы являются знаком высокого качества и имеют огромное количество зрителей по всему миру. 

         Третий фильм трилогии  назван «Салгын Кут – Иитии».  Он пока на стадии монтажа, так что не будем забегать вперед и раскрывать его сюжет и замысел. Отмечу только, что фильм снят по мотивам рассказа уроженца II Мальжагарского наслега Платона Саввича Семенова, вошедшего в знаменитый сборник легенд и рассказов «Эллэйада», и посвящен знаковым юбилейным датам: 100-летию образования Якутской АССР, 135-летию  первого ученого этнографа и народоведа Г.В.Ксенофонтова и 85-летию Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева.   

     Уверена, что, как и все фильмы П.Ноговицына, фильм «Салгын Кут Иитии» вызовет интерес широкой аудитории, даст богатую пищу для размышлений, заставит задуматься о смысле и ценности  жизни, зарядит зрителей позитивной энергией, вдохновит на добрые дела. Ведь в этом и состоит оптимистическая, жизнеутверждающая философия фильмов Прокопия Ноговицына.

                                                                                                Подготовила Людмила Ефимова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *